Адрес:
625000, г.Тюмень, ул.Первомайская д.8

Гражданская оборона (ГО и ЧС)

Тема № 1. Гражданская оборона как система общегосударственных мер по защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Тема № 2. Характерные особенности опасности, возникающей при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Тема № 3. Законодательная и правовая основа государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС). Региональная система предупреждения и ликвидации ЧС – составная часть РСЧС
Тема № 4. Действия работников в чрезвычайных ситуациях природного характера
Тема №5. Действия работников в чрезвычайных ситуациях техногенного характера
Тема № 6. Действия работников в чрезвычайных ситуациях социального характера
Тема № 7. Мероприятия гражданской обороны по защите населения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени
Тема № 8. Оказание первой медицинской помощи. Практическое занятие. Зачёт. Проверка знаний в области ГО и защиты от ЧС природного и техногенного характера.
ПЛАН-КОНСПЕКТ
занятий в области ГО и защиты от ЧС природного и техногенного характера.
Тема № 1. Гражданская оборона как система общегосударствен­ных мер по защите населения от опасностей, возникаю­щих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
     Законодательство Российской Федерации в области гражданской обороны. Федеральный закон "О гражданской обороне" от 12 февраля 1998 г. №28-ФЗ.
         Настоящий Федеральный закон определяет задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее-организаций), а также силы и средства гражданской обороны.
ГЛАВА I.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия Гражданская оборона-система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; служба гражданской обороны - служба, предназначенная для проведения мероприятий по гражданской обороне, включая подготовку необходимых сил и средств и обеспечение действий гражданских организаций гражданской обороны в ходе проведения аварийно - спасательных и других неотложных работ при ведении военных действий или вследствие этих действий; гражданские организации гражданской обороны - формирования, создаваемые на базе организаций по территориально - производственному принципу, не входящие в состав Вооруженных Сил Российской Федерации, владеющие специальной техникой и имуществом и подготовленные для защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; территория, отнесенная к группе по гражданской обороне, - территория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимся в нем объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время.
Статья 2. Задачи в области гражданской обороны Основными задачами в области гражданской обороны являются: обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты; проведение мероприятий по светомаскировке и другим видам маскировки; проведение аварийно - спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий; первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер; борьба с пожарами, возникающими при ведении военных действий или вследствие этих действий; обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению; обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий; восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий; срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время; срочное захоронение трупов в военное время; разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время; обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
Статья 4. Принципы организации и ведения гражданской обороны
1. Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства. Гражданская оборона организуется на территории Российской федерации по территориально - производственному принципу.
2. Подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
3.Ведение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях.
ГЛАВА III.
ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕК-ТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИЙ, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
Статья 9. Полномочия организаций в области гражданской обороны
1. Организация в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют обучение своих работников способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально - технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Статья 10. Права и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской обороны Граждане Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: проходят обучение способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; принимают участие в проведении других мероприятий по гражданской обороне; оказывают содействие органам государственной власти и организациям в решении задач в области гражданской обороны.
ГЛАВА IV.
РУКОВОДСТВО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНОЙ.
Статья 11. Руководство гражданской обороной
1. Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ
2. Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители, являющиеся по должности начальниками гражданской обороны указанных органов и организаций.
3. Начальники гражданской обороны несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне в федеральных органах исполнительной власти, на соответствующих территориях и в организациях.
4. Начальники гражданской обороны в пределах своих полномочий и в установленном порядке имеют право: вводить в действие соответствующие планы гражданской обороны; принимать решения об эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; издавать приказы по вопросам гражданской обороны.
Статья 12. Органы, осуществляющие управление гражданской обороной
1. Органами, осуществляющими управление гражданской обороной, являются: федеральный орган исполнительной власти, и его территориальные органы, созданные в установленном порядке; структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны; структурные подразделения (работники) организаций, специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, создаваемые (назначаемые) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
ГЛАВА V. СИЛЫ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
Статья 15. Силы гражданской обороны
1. Силы гражданской обороны - воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенные в войска гражданской обороны, а также гражданские организации гражданской обороны.
Статья 17. Гражданские организации гражданской обороны
2. В гражданские организации гражданской обороны могут быть зачислены граждане Российской Федерации: мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, женщины в возрасте от 18 до 55 лет, за исключением военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания, ин-валидов I, II, или III группы, беременных женщин, имеющих детей в возрасте до восми лет, а также женщин, получивших среднее или высшее медицинское образование, имеющих детей в возрасте до трех лет.
Постановление Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. №841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны".
1. Настоящее Положение, разработанное в соответствии с Федеральным законом "О гражданской обороне", определяет основные задачи обучения населения в области гражданской обороны, соответствующие функции федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а также формы обучения.
2. Основными задачами обучения населения в области гражданской обороны являются:
а) изучение способов защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, порядка действий по сигналам оповещения, приемов оказания первой медицинской помощи, правил пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты;
б) совершенствование навыков по организации и проведению мероприятий по ГО
в) выработка умений и навыков для проведения аварийно-спасательных и других
неотложных работ;
г) овладение личным составом гражданских организаций гражданской обороны (далее именуются - формирования) приемами и способами действий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
3. Обучение населения в области гражданской обороны осуществляется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с использованием форм согласно приложению. Обучение является обязательным и проводится по месту работы, учебы и месту жительства граждан.
4. В целях организации и осуществления обучения населения в области гражданской обороны:
 в) организации: осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны; уточняют (с учетом особенностей деятельности организации) программы обучения в области гражданской обороны своих работников и личного состава формирований; создают, оснащают и поддерживают в рабочем состоянии соответствующую учебно-материальную базу;
Приложение к Положению об организации обучения населения в области гражданской обороны Формы обучения в области гражданской обороны (по группам обучаемых)
5. Работающее население, не входящее в состав формирований:
а) проведение занятий по месту работы;
б) участие в учениях, тренировках и других плановых мероприятиях по гражданской обороне;
в) индивидуальное изучение способов защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Структура гражданской обороны организации. Основные задачи гражданской обороны организации. Силы гражданской обороны организации и их функции.
-Основные задачи гражданской обороны организации: -защита рабочих и служащих объекта и остального населения от ОМП и других средств нападения противника;
 -создание и поддержание в готовности пунктов управления, системы оповещения и связи, наблюдения и контроля за радиоактивным, химическим и бактериологическим заражением, а также оповещение рабочих, служащих и членов их семей об угрозе нападения противника, опасности заражения и катастрофического затопления; накопление, хранение и поддержание в готовности индивидуальных средств защиты и специального имущества;
защита имеющихся на объекте продовольствия, питьевой воды и вод источников от радиоактивного, химического и бактериологического заражения; повышение устойчивости работы объекта в условиях военного времени;
создание, подготовка и поддержание в постоянной готовности штаба, служб и формирований;
обучение по ГО рабочих и служащих, не вошедших в состав формирований ГО; Проведение мероприятий по светомаскировке.
Силы гражданской обороны организации и их функции.
Силы гражданской обороны объекта - гражданские организации гражданской обороны:
Спасательная группа - отвечает за проведение розыска, извлечение и выноса пораженных, находящихся под завалами, в разрушенных и поврежденных зданиях и сооружениях, оказание пораженным первой медицинской помощи и выноса их к местам погрузки на транспорт, расчистки и вскрытия заваленных защитных сооружений.
Аварийно - техническая группа - отвечает за обеспечение устойчивой работы технологического и подъемно - транспортного оборудования, обеспечение объекта электро-снабжением и осуществление мероприятий по светомаскировке, проведение ремонтных работ на поврежденных коммунальных сетях обеспечивающих жизнедеятельность объекта.
Группа связи - отвечает за постоянную готовность сил и средств оповещения и связи к выполнению возложенных задач.
Пункт выдачи средств индивидуальной защиты - отвечает за обеспечение и выдачу средств индивидуальной защиты, приборов РХР (радиационной и химической разведки) и дозиметрического контроля. Звено по обслуживанию убежищ и укрытий - отвечает за техническое состояние защитных сооружений ГО, их готовность для укрытия рабочих и служащих.
Группа охраны общественного порядка - отвечает за надежную охрану объекта, поддержание общественного порядка в зонах ЧС во время проведения аварийно спасательных и других неотложных работ (АС и ДНР).
Отделение пожаротушения - отвечает за обеспечение противопожарной безопасности на объекте.
Тема № 2. Характерные особенности опасности, возникающей при ведении военных действий или вследствие этих дейст­вий.
Современные средства поражения: термоядерное, высокоточное, обычное оружие, оружие на новых физических принципах, отравляющие вещества, бак­териологическое (биологическое) оружие. Термоядерное оружие и его боевые свойства. Поражающие факторы и их характеристика. Защита от поражающих факторов. Химическое оружие и последствия его применения. Отравляющие веще­ства, их классификация, воздействие на организм человека. Защита от поражающих факторов химического оружия. Бактериологическое (биологическое) оружие и последствия его примене­ния. Признаки применения бактериальных средств. Защита от поражающих факторов бактериологического оружия. Опасности, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий, при чрезвычайных ситуациях и пожарах. Основные мероприятия по подготовке к защите и по защите населения от них. Опасности военного характера и присущие им особенности. Поражающие факторы ядерного, химического, бактериологического и обычного оружия. Виды и характеристики источников чрезвычайных ситуаций. Поражающие факторы источников чрезвычайных ситуаций. Виды пожаров и их поражающие факторы. Оповещение. Действия населения при оповещении о чрезвычайных ситуациях в мирное время и об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Эвакуация и рассредоточение. Защита населения путем эвакуации. Эвакуация и ее цели. Принципы и способы эвакуации. Эвакуационные органы. Порядок проведения эвакуации. Организация инженерной защиты населения. Классификация защитных сооружений. Убежища и их основные элементы. Противорадиационные укрытия, их назначение и основные элементы. Укрытия простейшего типа и их устройство. Порядок заполнения защитных сооружений и пребывания в них. Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Гражданские фильтрующие противогазы. Их назначение, устройство и подбор. Детские фильтрующие противогазы. Их назначение, устройство и порядок применения. Назначение и устройство респираторов, правила пользования ими. Простейшие средства защиты органов дыхания, их защитные свойства, порядок изготовления и пользования. Средства индивидуальной защиты кожи. Их назначение и классификация. Простейшие средства защиты кожи и их свойства. Элементы герметизации одежды при использовании ее в качестве средств защиты кожи. Медицинские средства индивидуальной защиты. Содержание, назначение и порядок применения. Индивидуальные противохимические пакеты. Назначение и порядок пользования ими. Санитарная обработка людей. Частичная санитарная обработка, ее назначение и порядок проведения. Полная санитарная обработка, ее назначение и порядок проведения. Повышение защитных свойств помещений от проникновения радиоактивных, отравляющих и аварийно химически опасных веществ. Защита продуктов питания, фуража и воды от заражения радиоактивными, отравляющими веществами и бактериальными средствами. Организация защиты сельскохозяйственных животных и растений от заражения.
Тема № 3. Законодательная и правовая основа государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС). Региональная система предупреждения и ликвидации ЧС – составная часть РСЧС
Законодательная и нормативно-правовая основа построения и функцио­нирования РСЧС. Организационная структура РСЧС. Тюменская городская система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ТГСЧС). Ко­ординирующие органы ТГСЧС. Роль и задачи комиссий по чрезвычайным си­туациям на каждом уровне. Постоянно действующие органы управления и ор­ганы повседневного управления ТГСЧС. Единая система оперативно-­диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях (ЕСОДУ). Силы и средства ТГСЧС.
Вопрос №1. Законодательство Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Права и обязанности граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА.
Принят Государственной Думой 11 ноября 1994 года. Настоящий Федеральный закон определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (далее - население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды (далее - территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации).
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранения здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.
Статья 2. Законодательство Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Законодательство Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Статья 3. Цели настоящего Федерального закона Целями настоящего Федерального закона являются: предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций; снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций; ликвидация чрезвычайных ситуаций.
 Статья 4. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.   
           Основными задачами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются: разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях; обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях; прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций; создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; ликвидация чрезвычайных ситуаций; осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций; реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации; международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Статья 6. Гласность и информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций составляют сведения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, их последствиях, а также сведения о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях. Информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в этой области является гласной и открытой, если не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и администрация организаций обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них. Сокрытие, несвоевременное представление либо представление должностными лицами заведомо ложной информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 7. Основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.
ГЛАВА III. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Статья 14. Обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Организации обязаны:
а) планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций:
б) планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях;
в) обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях в составе невоенизированных формирований;
г) создавать локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях;
д) обеспечивать организацию и проведение аварийно - спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
е) финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
ж) создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
з) предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.
ГЛАВА IV. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ПОСТРОДАВШИХ
Статья 18. Права граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
1. Граждане Российской Федерации имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайной ситуации; в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций; быть информированным о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности; обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на бесплатное государственное социальное страхование, получение компенсаций и льгот за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций; на обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья; на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка.
Статья 19. Обязанности граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Граждане Российской Федерации обязаны: соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций; изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области; выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций; при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.
ГЛАВА V. ПОДГОТОВКА НАСЕЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Статья 20. Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций Порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций определяется Правительством Российской Федерации. Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется в организациях, в том числе в образовательных учреждениях, а также по месту жительства. Подготовка руководителей и специалистов организаций, а также сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций для защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в специальных учебно-методических центрах и непосредственно по месту работы.
ГЛАВА VII. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА, НАДЗОР И КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Статья 28. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создании условий и предпосылок к возникновению чрезвычайных ситуаций, непринятиие мер по защите жизни и сохранению здоровья людей и других противоправных действиях должностные лица и граждане Российской Федерации несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность, а организации административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Президент Российской Федерации Б.Ельцин Москва, Кремль 21 декабря 1994 года №68-ФЗ
Вопрос № 2. Структура РСЧС. Территориальные и функциональные подсистемы, уровни РСЧС. Координирующие органы РСЧС. Роль и задачи комиссий по чрезвычайным ситуациям на каждом уровне.
ПОЛОЖЕНИЕ О ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ.
           Постановление Правительства Российской Федерации ОТ 30 ДЕКАБРЯ 2003 Г. №794
2. Единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
3. Единая система, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, региональном, территориальном и объектовом уровнях.
4. Функциональные подсистемы единой системы создаются федеральными органами исполнительной власти согласно приложению для организации работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности этих органов.
5. Территориальные подсистемы единой системы создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.
6. На каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
7. Координационными органами единой системы являются: на федеральном уровне - Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти; на территориальном уровне (в пределах территории субъекта Российской Федерации) - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации; на местном уровне ( в пределах территории муниципального образования) - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления; на объектовом уровне - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.
8. Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти,.......и организаций возглавляются соответственно руководителями указанных органов и организаций или их заместителями.
9. основными задачами комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в соответствии с их полномочиями являются:
а) разработка предложений по реализации единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
б) координация деятельности органов управления и сил единой системы;
в) обеспечение согласованности действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций при решении вопросов в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, а также восстановления и строительства жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате чрезвычайных ситуаций.
10. Постоянно действующими органами управления единой системы являются: на объектовом уровне - структурные подразделения или работники организаций, специально уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
11. Органами повседневного управления единой системы являются: дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).
13. К силам и средствам единой системы относятся специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Состав сил и средств единой системы определяется Правительством Российской Федерации.
14. В состав сил и средств каждого уровня единой системы входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации (далее - силы постоянной готовности). Состав и структуру сил постоянной готовности определяют создающие их организации и общественные объединения исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
22. Для приема сообщений о чрезвычайных ситуациях, в том числе вызванных пожарами, в телефонных сетях населенных пунктов устанавливается единый номер - 01.
Вопрос № 3. Режимы функционирования РСЧС. Условия, при которых устанавливаются режимы функционирования и осуществляемые мероприятия. Деятельность КЧС и ПБ по предупреждению и ликвидации ЧС на объекте в зависимости от обстановки осуществляется в трех режимах функционирования системы предупреждения и ликвидации ЧС.
        Режим повседневной деятельности - функционирование системы в мирное время при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий - это планомерное осуществление мер по предупреждению ЧС и повышению готовности органов управления, сил и средств к ликвидации возможных аварий, катастроф, стихийных и экологических бедствий.
       Режим повышенной готовности - функционирование системы при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической ), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения ЧС. В этом режиме КЧС и ПБ обязана оценить возникшие угрозы, вероятные сценарии развития обстановки, принять меры к усилению дежурно-диспетчерской службы, контроля и наблюдения по приведению в готовность сил и средств и уточнению планов их действий.
При необходимости из состава КЧС и ПБ объекта может быть сформирована оперативная группа для выявления причин ухудшения обстановки на объекте, выработки предложений по предотвращению чрезвычайной ситуации, по локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации в случае ее возникновения, по организации защиты персонала объекта и окружающей среды непосредственно в районе бедствия. Состав оперативной группы может быть определен заблаговременно. В этом случае (вариант)она может выглядеть следующим образом: Руководитель ОГ - зам. председателя комиссии (главный инженер). Члены группы: начальник аварийно-технической службы, начальник противопожарной службы, заместитель начальника отдела ГО и ЧС.
Режим чрезвычайной ситуации - функционирование системы при возникновении и во время ликвидации ЧС. Основная деятельность КЧС и ПБ в этом режиме - непосредственное руководство ликвидацией ЧС и защита персонала от возникающих (ожидаемых) опасностей.
Вопрос № 4. Силы и средства РСЧС. Общие сведения о финансовых и материальных резервах.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О СИЛАХ И СРЕДСТВАХ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ от 3 августа 1996 г.№924
Правительство Российской Федерации постановляет:
1.Установить, что к силам и средствам единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций относятся:
а) силы и средства наблюдения и контроля в составе: служб (учреждений) и организаций федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях и анализ воздействия вредных факторов на здоровье населения; формирований Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации; ветеринарной службы Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации; служб (учреждений) наблюдения и лабораторного контроля за качеством пищевого сырья и продуктов питания Комитета Российской Федерации по торговле и Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации; геофизической службы Российской академии наук, оперативных групп постоянной готовности Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и подразделений Министерства Российской Федерации по атомной энергии; учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны;
б) силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций в составе: военизированных и невоенизированных противопожарных, поисковых, аварийно-технических формирований федеральных органов исполнительной власти; формирований и учреждений Всероссийской службы медицины катастроф; формирований ветеринарной службы и службы защиты растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации; военизированных служб по активному воздействию на гидрометеорологические процессы Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; формирований гражданской обороны Российской Федерации территориального, местного и объектового уровней; специально подготовленных сил и средств Войск гражданской обороны Российской Федерации, других войск и воинских формирований, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций; аварийно-технических центров Министерства Российской Федерации по атомной энергии; служб поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федеральной авиационной службы в России; восстановительных и пожарных поездов Министерства путей сообщения Российской Федерации; аварийно-спасательных служб и формирований Федеральной службы морского флота России (включая Государственный морской спасательно-координационный центр и спасательно-координационные центры), Федеральной службы речного флота России, других федеральных органов исполнительной власти.
Тема № 4. Действия работников организаций в чрезвычайных си­туациях природного характера. Понятия об опасном природном явлении, источнике природной чрезвы­чайной ситуации, стихийных бедствиях, характерных для города Тюмени
Классификация и характеристика чрезвычайных ситуаций природного характе­ра.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «О КЛАССИФИКАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА» от 13 сентября 1996 г. № 1094
1.Настоящее Положение, разработанное в соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», предназначено для установления единого подхода к оценке чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее именуются - чрезвычайные ситуации), определения границ зон чрезвычайных ситуаций и адекватного реагирования на них.
2.Чрезвычайные ситуации классифицируются в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ситуациях, Людей, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности, размера материального ущерба, а также границы зон распространения поражающих факторов чрезвычайных ситуаций. Чрезвычайные ситуации подразделяются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные.
К локальной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения.
К местной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы населенного пункта, города, района.
К территориальной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 300, но не более 500 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 тыс., но не более 0,5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы субъекта Российской Федерации.
К региональной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 500, но не более 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 0,5 млн., но не более 5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации охватывает территорию двух объектов Российской Федерации.
К Федеральной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации выходит за пределы более чем двух субъектов Российской Федерации.
К трансграничной относится чрезвычайная ситуация, поражающие факторы которой выходят за пределы Российской Федерации, либо чрезвычайная ситуация, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию Российской Федерации.
3.Ликвидация чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее именуются – организации), органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация, под руководством соответствующих комиссий по чрезвычайным ситуациям.
ЧС природного характера
К чрезвычайным ситуациям природного характера относятся: геологические, метеорологические, гидрологические, природные пожары, массовые заболевания людей (эпидемии), животных (эпизоотии), растений (эпифитотии). Среди наиболее опасных – геологические ЧС: землетрясения, оползни, сели, извержения вулканов.
Стихийные бедствия метеорологического характера (ураганы, бури, смерчи). Причины их возникновения и последствия. Действия населения при опо­вещении о стихийных бедствиях метеорологического характера, во время их возникновения и после окончания.
Ураган - спиралевидное движение воздушных масс разрушительной силы. Скорость ветра может достигать 125 км/час и более. По своему пагубному воздействию ураганы не уступают землетрясениям.
Смерч - циклоническая система ветров. Возникает обычно в грозовом облаке и затем распространяется в виде рукава к поверхности суши или моря. Высота смерча достигает иногда 1 км, диаметр у поверхности земли – от нескольких десятков до сотен метров. Скорость перемещения смерча до 80 км/ч, время жизни – в среднем до получаса, но зарегистрированы и более длительные смерчи.
Буря - разновидность ураганов и штормов. Узнав о приближении бедствия, НЕОБХОДИМО: - убрать с балконов лоджий все, что может быть сброшено ураганом; - закрыть окна, двери, чердачные помещения; - отключить газ и электричество, потушить огонь в печах; - подготовить фонари, лампы, свечи, спички; - запастись водой, продуктами питания; - держать радиоточку, приемник включенными; - подготовить медикаменты и перевязочные материалы; - укрыться в защитном сооружении, подвале, погребе; - занять в доме внутреннюю комнату – подальше от окна.
Стихийные бедствия гидрологического характера (наводнения)
Действия населения при оповещении о стихийных бедствиях гидрологи­ческого характера, во время их возникновения и после окончания.
Наводнения - это временное затопление водой местности, городов, населенных пунктов, промышленных и сельскохозяйственных объектов. Наводнения могут быть следствием не только естественных причин, но и деятельности человека (разрушение гидротехнических сооружений). Происходят они по трем причинам. Во-первых, в результате обильных осадков или интенсивного таяния снега. Во-вторых, из-за сильных ветров, которые наблюдаются на морских побережьях и в устьях рек, впадающих в море (залив). В-третьих, подводные землетрясения. Возникают гигантские волны – цунами. Скорость их распространения достигает 400 – 800 км/час. Порядок действий: - постоянно слушать сообщения по радио и телевидению; - перенести продовольствие, одежду, обувь, ценные вещи на верхние этажи; - эвакуировать (вывезти) людей из опасных районов; - перегнать скот на возвышенные места; - в первую очередь вывезти из зоны затопления детей, оказать срочную помощь людям, очутившимся в воде; - спасать людей, где бы они не оказались, используя для этого любые средства.
Природные пожары (лесные и торфяные), Причины их возникновения и последствия. Предупреждение лесных и торфяных пожаров. Привлечение населения к борьбе с лесными пожарами. Действия населения при возникновении лесных и торфяных пожаров.
Пожары -это не контролируемые процессы горения, сопровождающиеся уничтожением материальных ценностей и создающие опасность для жизни людей. Лесные низовые пожары распространяются только по надпочвенному покрову, охватывая нижние части стволов деревьев, мелкий кустарник. Высота пламени слабого пожара составляет 0,5 м, сильного – до 2 м. Фронт низового пожара продвигается со скоростью до 1 км/ч. Лесные верховые пожары развиваются из низовых, сгорает не только надпочвенный покров, но и полог древостоя. Верховые пожары также могут быть беглыми и устойчивыми. При верховом беглом пожаре огонь продвигается по пологу скачками, отрывается от кромки низового пожара и распространяется со скоростью до 25 км/ч. При подземном пожаре горит торф, залегающий под лесными массивами. Торф сгорает или частично, или полностью на всю глубину залегания, достигающую иногда 10-12 м. При этом обгорают корни деревьев и имеют место провалы почвы. Возникновение и распространение подземных пожаров обычно связано с низовыми лесными пожарами. По площади, охваченной огнем, лесные пожары подразделяются на шесть классов.
№ п/п Класс лесного пожара Площадь, охваченная огнем, га
1 Загорание 0,1-0,2
2 Малый пожар 0,2-2,0
3 Небольшой пожар 2,1-20
4 Средний пожар 21-200
5 Крупный пожар 201-2000
6 Катастрофический пожар Более 2000
Массовые инфекционные заболевания людей.
Основные пути передачи инфекции и их характеристика. Противоэпиде­мические и санитарно-гигиенические мероприятия в очаге бактериального за­ражения. Организация и проведение режимных и карантинных мероприятий.
Термины и определения
Инфекционные болезни людей – это заболевания, вызываемые болезнетворными микроорганизмами и передающиеся от зараженного человека или животного к здоровому. Такие болезни появляются в виде эпидемических очагов.
Эпидемический очаг – место заражения и пребывание заболевшего, окружающие его люди и животные, а также территория, в пределах которой возможно заражение людей возбудителями инфекционных болезней. Эпидемическим процессом называется явление возникновения и распространения инфекционных заболеваний среди людей, представляющее непрерывную цепь последовательно возникающих однородных заболеваний.
Эпидемическая заболеваемость – это постоянно регистрируемая на определенной территории заболеваемость, свойственная данной местности. Экзотическая заболеваемость отмечается при завозе возбудителей на территорию, где ранее такая инфекционная форма не отмечалась. Эпидемической вспышкой называют ограниченный во времени и по территории резкий подъем заболеваемости, связанный с одномоментным заражением людей.
Эпидемия – широкое распространение инфекционной болезни, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости. Заболеваемость определяется отношением числа заболеваний за определенный период времени (например, за год) к числу жителей данного района, города. Заболеваемость выражается коэффициентами на 100 тысяч, 10 тысяч или 1 тысячу человек. Смертность – число смертей от одного заболевания, выраженное коэффициентом на 100, 10, 1 тысячу человек.
Летальность – процент умерших от числа заболевших данным инфекционным заболеванием.
Инфекционные болезни подразделяются на 4 группы: 1-кишечные инфекции; 2-инфекции дыхательных путей (аэрозольные); 3-кровянные (трансмиссивные); 4-инфекции наружных покровов (контактные).
Тема № 5. Действия работников организаций в чрезвычайных си­туациях техногенного характера.
Понятие об аварии и катастрофе. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера и их характеристика.
Радиационно-опасные объекты.
Аварии с выбросом радиоактивных веществ и их последствия. Ионизи­рующее излучение. Дозы облучения. Единицы измерения. Источники облуче­ния населения. Последствия радиационных аварий. Классификация возможных последствий облучения людей. Степени лучевой болезни. Действия населения: при оповещении об аварии с выбросом радиоактив­ных веществ; при эвакуации; при нахождении в доме; при движении по зара­женной местности. Йодная профилактика, необходимость и порядок ее проведения.
Химически-опасные объекты. Аварии с выбросом аварийно-химических опасных веществ (АХОВ) и их последствия. Классификация АХОВ по характеру воздействия на организм че­ловека. Характеристика наиболее распространенных аварийно-химических опасных веществ. Действия населения: при оповещении об аварии на химически опасном объекте; при эвакуации; при отсутствии возможности эвакуации; при выходе из зоны заражения. Неотложная помощь при поражении АХОВ.
Пожары и взрывы в жилых, общественных зданиях и на промышленных предприятиях.
Общие сведения о пожарах и взрывах, их возникновении и развитии. Ос­новные поражающие факторы пожара и взрыва. Предупреждение пожаров. Действия населения при возникновении пожаров и взрывов. Особенности поведения людей при сильном задымлении, при загорании электроприборов. Действия человека, оказавшегося в завале после взрыва. Пра­вила пользования первичными средствами пожаротушения (огнетушители), подручными средствами.
Транспортные аварии.
Аварии на железнодорожном транспорте, их основные причины и послед­ствия. Правила безопасного поведения при пользовании железнодорожным транспортом. Действия пассажиров при крушении поезда и при пожаре в поезде.
Аварии на воздушном транспорте, их причины и последствия. Основные и аварийные запасные выходы, используемые для экстренной эвакуации из самолета. Действия авиапассажиров в случае аварии: при взлете и посадке; при де­компрессии (разгерметизации салона); при пожаре в самолете, при вынужден­ной посадке на воду. Индивидуальные и групповые спасательные средства. Аварии на автомобильном транспорте, их причины и последствия. Действия участников дорожного движения: при дорожно-транспортном проис­шествии (ДТП); при падении автомобиля в воду. Правила безопасного поведе­ния участников дорожного движения.
Аварии на общественном транспорте (автобус, троллейбус, трамвай, метро), их причины и последствия. Действия пассажиров при аварийной ситуа­ции (столкновении, перевороте, опрокидывании); при пожаре, при падении транспорта в воду. Действия пассажиров метрополитена при пожаре в вагоне поезда, при аварийно остановке в туннеле. Основные правила пользования мет­рополитеном. При угрозе террористических актов. Виды террористических и диверсионных актов, их общие и отличитель­ные черты, способы осуществления. Правила и порядок поведения при угрозе их осуществления или осуществлении террористического акта.
Тема № 6. Мероприятия гражданской обороны по защите населе­ния в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.
Оповещение.
Действия населения по сигналу "Внимание всем!" при оповещении о чрезвычайных ситуациях в мирное время и об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Эвакуация.
Эвакуация и ее цели. Принципы и способы эвакуации. Экстренная эвакуация и порядок ее проведения. Эвакуационные органы. Порядок проведения эвакуации. Действия работающего населения с началом эвакуации и на сбор ном эвакуационном пункте.
Инженерная защита населения.
Классификация защитных сооружений. Убежища и их основные элемен­ты. Противорадиационные укрытия, их назначения и основные элементы. Ук­рытия простейшего типа и их, устройство. Порядок заполнения защитных сооружений и пребывания в них.
Средства индивидуальной защиты (СИЗ).
Фильтрующие противогазы, их назначение, устройство, подбор. Детские фильтрующие противогазы. Их назначение, устройство и порядок применения. Условия применения дополнительных патронов к фильтрующим проти­вогазам. Камеры защитные детские (К3Д), их назначение, устройство и порядок применения. Назначение и устройство респираторов, правила пользования ими. Простейшие средства защиты органов дыхания, их защитные свойства, порядок изготовления и пользования.
Средства защиты кожи.
Назначение и классификация. Легкий защитный костюм Л-l(общевойсковой защитный комплект ОЗК), защитная фильтрующая одежда ЗФО. Простейшие средства защиты кожи. Элементы герметизации одежды при использовании ее в качестве средств защиты кожи.
Медицинские средства индивидуальной защиты. ­
Аптечка индивидуальная АИ-2, АИ-IМ. Препараты, находящиеся в ап­течке, назначение и порядок применения. Индивидуальный противохимический пакет ИIШ-8, ИПП-I0, их назначе­ние и порядок пользования. Пакет перевязочный индивидуальный ППИ. Предназначение и порядок пользования. Санитарная обработка людей.­
Частичная санитарная обработка, ее назначение и порядок проведения. Полная санитарная обработка, ее назначение и порядок проведения.
Тема № 7. Оказание первой медицинской помощи.
Основные правила оказания первой медицинской помощи.
Правила проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца пострадавшему.
Первая помощь при кровотечении и ранениях. Способы остановки кровотечения. Виды повязок Правила и приемы наложения повязок на раны.
Первая помощь при переломах. Приемы и способы иммобилизации с применением табельных и подручных средств.
Первая помощь при ушибах и вывихах. Первая помощь при химических и термических ожогах.
Первая помощь при обморожении
Обморожение - это локальное переохлаждение. Обморозить можно нос, уши, руки (пальцы), ноги (ступни). I Обморожение конечности Может наступить в том числе в плюсовую температуру, при высокой влажности и наличии ветра. Признак обморожения - побеление кожи (отказ клеток от крови - вот и становятся белыми). Бывает обморожение поверхностное и глубокое.
Принципиальный момент - нельзя различить, обморожение какого вида произошло, - поверхностное или глубокое. Поэтому, в любом случае, пострадавшую конечность НЕ РАСТИРАТЬ. Поскольку невозможно определить вид обморожения, то следует к любому обморожению относиться как к глубокому (при поверхностном конечность можно растирать, но поскольку определить нельзя, то никогда не растираем). Если при глубоком обморожении начинают тереть конечность, согревать ее, то согревается только верхняя часть, во внутренних слоях крови уже нет. Согрели - в этот момент клетки погибли. Через неделю палец мумифицируется - и его удаляют.
Первая помощь при обморожении - НЕ ДАТЬ РАСТЕРЕТЬ! Можно - замотать пострадавшую конечность: слой бинта, слой ваты, и так несколько раз. Потом завести человека в теплое помещение. Дать ему теплый чай. Дать физическую нагрузку туда, где обморожение. Например, если обмерзла рука, то покрутить рукой так, чтобы кровь стала приливать в пальцы. Не снимать повязку, пока не появится боль в конечности (боль как покалывание). Помнить. Когда происходит обморожение, то сначала есть боль. Если появилась боль - сразу надо согревать. Если конечность обморожена и боль прошла - это уже плохо.
Помощь при обмороке
К бессознательному состоянию могут привести самые разные причины: отравление, алкоголь, медикаменты, сильный удар по голове, тепловой удар, приступ эпилепсии, инсульт, кровоизлияние в мозг, низкое или высокое содержание сахара в крови, бронхиальная астма, инфекционные заболевания, сопровождающиеся высокой температурой, а также нарушения функций сердца, кровообращения или дыхания, которые становятся причиной недостаточного снабжения кислородом не только мозга, но и всего организма в целом. Как узнать, находится ли человек без сознания или просто спит? Несколько раз громко обратитесь к человеку, предположительно находящемуся в бессознательном состоянии, слегка ущипните его за руку и осторожно потормошите, как бы пытаясь разбудить. Если вы убедились, что человек потерял сознание, следует тотчас же проверить важнейшие жизненные функции (дыхание и кровообращение), нащупав пульс, и, если они отсутствуют, попробовать восстановить их. Нарушение дыхания крайне опасно для жизни.
Первая помощь при бессознательном состоянии Следует различать три возможные ситуации и знать три соответствующих способа оказания помощи находящемуся без сознания. Если у потерявшего сознание не утрачены функции дыхания и кровообращения (прощупывается пульс), вам при необходимости следует освободить полость его рта от скопившейся там рвотной массы, придать его телу стабильное положение на боку и срочно вызвать «Скорую помощь». Постоянно находитесь рядом с потерявшим сознание и наблюдайте за его дыханием до прибытия врача. Если находящийся без сознания совсем не дышит или дышит с трудом, освободите его дыхательные пути, положите на спину, запрокиньте его голову и начинайте делать искусственное дыхание, не забывая время от времени прощупывать его пульс. Если, кроме того, наступила остановка кровообращения и пульс не прощупывается, необходимо комбинировать искусственное дыхание с непрямым массажем сердца. При внезапном головокружении усадите пострадавшего и нагните его голову так, чтобы она оказалась между коленями. Расстегните одежду, чтобы ему было легче дышать, а при потере сознания положите его на спину и поднимите ноги на 20-30 см. Не кладите под голову подушку. Поверните голову пострадавшего набок, чтобы он не задохнулся в случае рвоты. Если через 5 минут после начала обморока пострадавший не пришел в сознание, вызовите неотложную помощь.
Поражение электрическим током
Если человек попал под напряжение и электрический ток прошел через его тело, это может вызвать тяжелые поражения организма, а при некоторых обстоятельствах — даже смерть. Под действием тока возникают спазмы мышц, скачкообразно распространяющиеся по всему организму, которые могут привести к разрыву сухожилий и мышечных волокон и даже к вывихам и переломам костей. Воздействуя на нервную систему, ток вызывает приступы судорог и потерю сознания. Но главная угроза жизни исходит от поражения сердца — воздействие тока ведет к остановке кровообращения, вызывая мерцание желудочков сердца. При незначительном напряжении в сети на местах входа и выхода тока на теле остаются отметины, представляющие собой незначительные ожоговые раны, кожа вокруг которых принимает серовато-синюю окраску. Особенно опасны поражения током высокого напряжения. Они могут вызвать тяжелые ожоги глубоко расположенных мышц и внутренних органов. Поэтому пострадавший от тока высокого напряжения должен быть немедленно доставлен в больницу даже в том случае, если снаружи видны только легкие ожоги. Первая помощь при поражениях электротоком Если вы видите человека, находящегося в соприкосновении с источником тока, ни в коем случае не дотрагивайтесь до него, иначе вы сами можете получить смертельный удар. Сначала нужно прекратить подачу тока. Для этого следует отключить предохранитель (пробки) или штепсель неисправного прибора, явившегося причиной несчастного случая. Если это сделать невозможно, попытайтесь прервать контакт между пострадавшим и источником тока с помощью какого-либо предмета из сухого, не проводящего ток материала (деревянная рейка, палка, половая щетка). Высоковольтные устройства должны отключаться только электриками. Как только пострадавший будет отсоединен от источника тока, следует немедленно оказать ему первую помощь в зависимости от его состояния. При остановке дыхания начните делать искусственное дыхание.. Если у пострадавшего не прощупывается пульс, сочетайте искусственное дыхание с непрямым массажем сердца.
Первая медицинская помощь при тепловом и солнечном уда­ре.
Тепловой удар наступает вследствие общего перегрева тела. Условия для возникно­вения тепловых ударов могут создаваться у лиц, находящихся в недостаточно вентилируемых помещениях, а также в помещениях с высокой температурой, особенно при выходе вентиляционных установок из строя. В этих условиях при длительном воздействии на ор­ганизм высокой температуры окружающей среды общее пере­гревание приводит к повышению температуры тела. Влажный теплый воздух препятствует теплоотдаче, и организм вырабатывает больше тепла, чем может отдать в окружающее пространство. При этом затрудняется дыхание, возникают об­щая слабость и головокружение, лицо становится красным, появляется сильная жажда, нарушается работа сердца, пульс учащается и человек теряет сознание. Солнечный удар происходит от перегревания головного моз­га при длительном воздействии солнечных лучей. В жаркий солнечный день палящие лучи солнца вызывают сильный при­лив крови к голове, если она не покрыта; у пострадавшего возникают головная боль, тошнота, иногда – рвота, наступает общая слабость, возможна потеря сознания. Солнечный удар может наступить при нахождении на пляже с непо­крытой головой. При солнечном и тепловом ударе пострадавшего следует отнести на свежий воздух, в тень или прохладное место, где положить его так, чтобы голова была немного выше туловища, я расстегнуть воротник и пояс, а еще лучше – раздеть до пояса, полить голову и туловище холодной водой. Желательно поло­жить на голову холодный компресс. Для лучшего охлаждения рекомендуется пострадавшего чем-нибудь обмахивать. Если пострадавший в сознании, нужно напоить его холодной водой или холодным чаем, а если пострадавший не дышит, сделать ему искусственное дыхание и вызвать врача или фельдшера. Чтобы избежать солнечного удара, необходимо в жаркие солнечные дни держать голову покрытой, находиться в месте, закрытом от воздействия пря­мых солнечных лучей, понемногу пить воду и чаще полоскать рот водой. Если предстоит длительный переход в знойный день, лучше переход начать утром рано, а в самое жаркое время дня остановиться на отдых в прохладном месте.
Правила оказания помощи утопаю­щему.
Утопление — смерть или терминальное (кома) состояние, возникающее в результате проникновения воды (реже — других жидкостей) в лёгкие и дыхательные пути. Утопление может быть в пресной или соленой воде. Тяжесть состояния утонувшего зависит от того, был ли он здоров до того как попал под воду, а также от температуры воды. Различают три вида утопления:
1) белое. «Белый» утонувший — кожа бледная, так как пострадавший в воде не дышал и вода не успела попасть в легкие. Клиническая смерть наступила из-за инфаркта, от рефлекторной остановки сердца и т.д.. Именно эта категория пострадавших наиболее легко поддается реанимации.
2) синее. «Синий» утонувший — кожные покровы синюшные, шейные вены не вздуты. Происходит попадание воды в легкие, но воды в легких не очень много, так как клиническая смерть наступила из-за спазма голосовой щели.
3) синкопальное. «Синий» утонувший — со вздутыми шейными венами, в легких много воды (вода даже проникла в кровь). Реанимировать такого пострадавшего труднее всего.
ПМП: 1) Если извлеченный из воды в сознании, надо его успокоить, снять мокрую одежду, согреть, переодеть в сухую одежду, укутать, напоить горячим чаем или кофе. После этого отправить в больницу, так как одним из осложнений утопления является пневмония.
2) Если у пострадавшего отсутствует дыхание и сердцебиение, то нужно приступать к реанимационным мероприятиям, но в зависимости от типа утопления с различиями в порядке действий. У «белых» утонувших нужно проверить проходимость верхних дыхательных путей, очистить рот и нос от тины, песка и т.п. После этого проводить непрямой массаж сердца и искусственное дыхание по обычной методике. У «синих» утонувших после очищения носоглотки необходимо до начала реанимации удалить воду из верхних дыхательных путей. Для этого спасатель кладет пострадавшего грудью на бедро своей согнутой в колене правой ноги, надавливая на спину пострадавшего левой рукой, чтобы удалить воду из верхних дыхательных путей (в течение не более 20-30 с). Удаление воды из дыхательных путей При этом не следует пытаться удалить всю воду, так как это неосуществимо. После выхода воды из верхних дыхательных путей (примерно около 1 л), нужно сразу же приступить к искусственному дыханию и непрямому массажу сердца, которые надо продолжать до приезда бригады скорой помощи.
 
Устанавливая код счётчика на сайт, вы соглашаетесь со всеми условиями Пользовательского соглашения.